назад
Наш блог
История акварели

Полезная информация о нашем любимом живописном материале.

Как все начиналось

История акварели — одна из старейших в мире искусства, что позволяет нам сделать вывод, что эта техника прошла сквозь века. Считается, что зарождением акварельных красок мы обязаны еще древнему Египту, где около четырех тысяч лет назад при случайном стечении обстоятельств происходили первые испытания этого материала. Речь идет о бедных писцах, которые использовали импровизированные подручные средства, чтобы создать папирус в угоду взыскательным клиентам. Вместо кисти - заостренная палочка с кусочком ткани, на которую прикреплялась верблюжья шерсть. Не осознавая, что они стоят на пороге открытия чего-то нового, древние люди создали прототип будущих акварельных красок путем смешения размельченной коричневой земли с водой и яичным белком. Таким образом создавались иероглифы. Та же технология встречалась гораздо позже в Китае, где подобными красками расписывались шелка и рисовая бумага. Китайцы, жившие много веков спустя, использовали краски растительного и животного происхождения, а так же обладали разнообразием кистей из щетины и шерсти. Все эти люди — миниатюристы, картографы, переписчики и писцы способствовали тому, чтобы их творения не только были гордостью библиотек, но и позволили нам, современным людям, с легкостью пользоваться их открытиями.В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи.

Из первостепенных художников Ренессанса значительный след в акварели оставили Дюрер, чей «Заяц» стал хрестоматийной работой, затем акварели отдали дань Антонис ван Дейк, Клод Лоррен и Джованни Кастильоне.

"Заяц" Альбрехта Дюрера. 1502 г., акварель, гуашь. 25см х 23см.

Краска, прошедшая сквозь века.

Акварель использовалась также и художниками в эпоху Возрождения, правда, всего лишь для создания предварительных эскизов и миниатюр. Альбрехт Дюрер был одним из тех, кто утвердил более серьезное отношение к акварельным краскам, развил и возвысил технику их применения. Его многочисленные пейзажи и работы, выставленные в венском музее “Альбертина” призывали художественный мир впустить акварель в сферу высокого искусства.

Значительный пласт в акварельной живописи занимают английские акварелисты, среди которых встречаются и книжные иллюстраторы. Художники экспрессионисты, абстракционисты и прочие подарили акварели продолжение уже в нашем с вами современном мире.

Благодаря химическим свойствам акварели, она прекрасно взаимодействует с абсорбирующей поверхностью. Следовательно, правильно подобранная бумага — идеальный материал для нее. Древние писцы не имели таких возможностей, как мы с вами, так что поначалу бумагу им заменял пергамент. В будущем изобретение и совершенствование бумаги ввело акварельную живопись в более частый оборот. Одними из лучших производителей бумаги и кистей всегда считались итальянцы из Фабриано, а также британцы, знаменитые своим акварельным мастерством.

Всем этим специалистам акварельной живописи с момента ее возникновения до современности мы обязаны тем, что нам стала легко доступна не только данная техника, но и огромное количество структурированной информации и руководств к ней, разнообразие изобразительных средств, а также четко выработанный алгоритм обращения с материалом.

Акварели Альбрехта Дюрера

Эти вещи не могут не вызывать восхищение, которое не минует никого. Даже человека, далекого от искусства.

Комментарии