назад
Наш блог
Чем "лицо" отличается от "портрета"?
2017-11-14 23:27:51

Согласитесь, что при желании изобразить человека, любой скажет "хочу нарисовать портрет" , вместо "хочу нарисовать лицо". Давайте разберемся, почему все происходит именно так и какие критерии определяют "художественное произведение".

Значение слова "портрет"

Портрет — это прежде всего изображение лица. Лицо, переведенное на плоскость. В данном случае очевидно, что лицом будет объект внимания, а портретом — любое изображение этого объекта. Фотография, рисунок, картина, даже художественное описание — все это мы назовем «портретом».

Какая разница, как изображено лицо?

Вам, как людям, увлеченным изобразительным искусством, необходимо понимать ряд фундаментальных вещей.

Помогаем вам разобраться, в чем разница фотографии на паспорт и любого художественного произведения.

Лицо ограничено волосяным покровом сверху, углами и нижним краем нижней челюсти, а также основанием ушных раковин. Портрет ограничен лишь мировосприятием автора.

Возможно, вы замечали, что несмотря на универсальность слова «портрет», чаще всего при его употреблении человек представляет именно картину.

Фотография несет в себе документальность и достоверность, на наш взгляд, это с натяжкой можно назвать «изображением» лица. Лицо не было изображено заново, его просто перенесли на плоскость. Способы работы со светом, средой, применение макияжа при портретной фотографии, все это можно назвать коррекцией лица, но это не имеет никакой связи с сознательным искажением реальности, чем занимается художник.

Для художника натура — это ресурс, это средство, такое же, как глаза и руки, но не цель. Целью является изображение своих собственных замыслов, создание их в реальном мире.

Фотография работает абсолютно наоборот — она ставит целью запечатление реальности с максимальной точностью.

А как же придворные портреты и любые портреты на заказ?

Действительно, придворные портреты выполняли функцию тогда еще не изобретенной фотографии. Помимо свободы художественного взгляда, автор занимался той самой "коррекцией", следуя воле заказчика. Своего рода "рукотворный" фотошоп. Здесь в спор вступают уже неизбежные особенности рисования с натуры, которые делают изображение "портретом" (то есть художественным произведением) и позволяют в 99% случаев отличить изображение с натуры от изображения с фото.

"На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация."

Почему художники делают копии? Они же не с натуры.

В прошлой статье мы затронули эту тему и оставили вопрос открытым. Если мы не считаем эффективным копирование с одной плоскости на другую, то зачем художественное образование обязывает копировать картины художников?

Копирование фотографий избавляет нас от любого анализа, от понимания художественных решений автора. При копировании живописи мы проходим сложное обучение, предпринимаем попытки разобраться в изобразительных средствах автора. Представляем себе условия, в которых он работал, и учимся понимать, как он преодолевал эти условия. Каким образом преображал цветовую среду, намеренно (!) искажал пропорции, изображал свет, фактуру. Почему он поступал именно так? Почему одни качества изображаемого объекта преувеличены, другие нивелированы. Даже копирование простых линейных набросков Климта имеет большой смысл. Мы имеем дело с реальностью, из которой убрано освещение, а вместе с ним и тональность. Мы работаем лишь с силуэтом и формой, смотрим, как линия изображает объем и глубину.

Вывод

Художник может научить нас минимальными средствами преображать реальность и увековечивать свое представление о ней. Фотография на объектив не имеет ни малейшего присутствия чего-то рукотворного, потому и копирование ее своими руками не имеет ни малейшего смысла. Мы ничуть не имеем в виду, что фотография — это не искусство. На фотографии можно учиться очень и очень многому, фотографам доступны некоторые вещи, которые художник не может себе позволить. Художественный взгляд фотографа может сильно обновить сознание художника, но чисто техническое исполнение (!) никакого отношения к рисованию не имеет. Ни в коем случае не стоит пытаться фотографию перерисовывать! Надеемся, вы не подумали, что мы не любим фотографию или ставим ее в оппозицию миру живописи, и что вам понравился наш материал. Теперь вы осознаете разницу между живописью и срисовыванием, между художественным фото и фото на паспорт,ведь теперь вы знакомы с главными критериями, отличающими предмет искусства от простого изображения. До новых встреч!

Комментарии
2017-11-20 10:04:18

Очень понятно, тонко и полезно. Спасибо!